За работу, товарищи

Майкл А. ТАВЕРНА, Париж
Роберт УОЛЛ, Париж
Комплектация и установка авионики обещает стать одним из самых серьезных препятствий в ближайшие пару месяцев на пути к первому полету вертолета EC175 — совместного продукта Eurocopter и его китайских партнеров — который намечен на конец 2009 г.
Кандидатуры основных поставщиков для этого 16-местного летающего аппарата уже практически определены, а основные узлы с большим циклом изготовления запущены в производство.
Помимо производственных вопросов, у Eurocopter хватает и других забот: 111 протоколов о намерении купить новый вертолет предстоит превратить в контракты. Пока твердые заказы получены только от Bristow и VIH Aviation, но, судя по числу потенциальных покупателей, почти три года работы над EC175 уже оправдывают себя.
Китайский рынок, который находится в юрисдикции Harbin Aviation Industry Group (дочерней фирмы AVIC II), компании еще только предстоит освоить. Согласно прогнозу Eurocopter и ее конкурента AgustaWestland, на ближайшие 20 лет емкость мирового рынка вертолетов в сегменте среднегабаритных машин взлетным весом 6-7 т составит 800-900 единиц.
Проект EC175 стартовал в 2005 г. В его основу заложен удачный опыт сотрудничества Eurocopter с китайскими компаниями по программе легкого одномоторного вертолета EC120, хотя тогда оно велось в области разработки, а не производства. Фронт работ уже распределен. AVIC II отвечает за производство фюзеляжа, хвостового и промежуточного редуктора, несущего винта и двигателя, а также топливной системы, органов управления и шасси. Компания также берет на себя продвижение вертолета на китайском рынке и в нескольких соседних странах, которые пока не называются. Eurocopter займется главным редуктором, рулевым винтом, авионикой, автопилотом, гидравликой, системой электропитания, дверьми и остеклением, а также будет осуществлять инженерный контроль и комплектацию и интеграцию систем. В его задачи будет входить и продвижение вертолета на мировом рынке и, кроме того, создание двух из трех опытных экземпляров (первого и третьего). Известно, что машина будет комплектоваться двигателями производства Pratt & Whitney; кандидатуры других поставщиков, включая поставщиков авионики, компания пока не разглашает.
Главный редуктор уже прошел стендовые испытания; сейчас ведутся усталостные испытания подвижных узлов. Сборка первого опытного экземпляра начнется на основном заводе Eurocopter в Мариньяне (Франция) в этом году. Первый полет запланирован на IV квартал следующего года в Мариньяне. Сертификация в EASA намечена на 2011 г., годом позже ожидается ее подтверждение китайскими властями. Eurocopter намерен выпустить 8-10 вертолетов в 2013 г. и 20-30 — в 2014 г., не считая машин, которые будут произведены отдельно на китайском заводе.
Большая часть фюзеляжа EC175 выполнена из металла или сэндвичевых металлических конструкций. Отдельные элементы конструкции сделаны из углепластика и стекловолокнистых композитов.
Одним из приоритетов в работе инженеров над новым вертолетом стала удобная компоновка салона и технологичность обслуживания. Еще одним — обеспечение эксплуатационной эффективности вертолета. Эту задачу призваны решить турбовальный двигатель PT6C-67E с автономной цифровой системой управления нового поколения и пятилопастной несущий винт производства Spheriflex. У EC175 будет "стеклянная" кабина с четырьмя многофункциональными ЖК-мониторами (6 _ 8 дюймов) и дополнительно устанавливаемым центральным дисплеем, аналогичным EC225. Вертолет будет сертифицирован для полетов по ППП с двухчленным экипажем. В числе остальных элементов бортового оборудования выделяется четырехосный цифровой автопилот и системы предупреждения и сигнализации со встроенными средствами контроля работоспособности. Компоновка бортового оборудования имеет открытую архитектуру, позволяющую быстро подключать навигационные датчики. Особая конструкция лопасти, уже применявшаяся на EC155 и EC225, обеспечивает низкий уровень вибрации.
Eurocopter пока воздерживается от комментариев по поводу соответствия вертолета изначально заявленным ЛТХ. По замыслу его создателей, EC175 должен был иметь максимально допустимую скорость 280 км/ч и дальность с полной коммерческой загрузкой и аэронавигационным запасом топлива 370 км. Каталожная цена вертолета пока не объявлена.
С момента запуска программы EC175 прибавил в весе на одну тонну и со своими семью тоннами занимает место между AW139 и AW149. Eurocopter совместно с южнокорейскими фирмами также ведет разработку вертолета KHP, который будет представлять компанию в весовой категории 8,6 т, где ему предстоит конкурировать с AW149, близкому к тяжелым вертолетам. KHP, правда, считается военной машиной, в то время как EC175 — продукт исключительно гражданский, о чем руководство Eurocopter не устает повторять, памятуя об эмбарго на торговлю военными технологиями с Китаем.

Читайте также:  Мировые поставки вертолетов сократились в стоимостном выражении

Top.Mail.Ru