Новые планы, новые прибыли

Роберт УОЛЛ и Майкл А. ТАВЕРНА, Париж
Компания Eurocopter продолжает удерживать лидирующие позиции на вертолетном рынке и прогнозирует в этом году очередную волну спроса на свою продукцию. В планах компании фигурирует разработка новых моделей, но основные усилия будут направлены на сокращение издержек и повышение доходов.
По прогнозам Eurocopter количество поставок в 2007 г. увеличится как минимум на 20% по сравнению с рекордным показателем прошлого года, когда заказчикам была передана 381 единица техники. 20%-ный рост, вероятно, распространится и на показатели 2008 г. Количество заказов в прошлом году (615 вертолетов) также стало рекордным.
По словам Лутца Бертлинга, сменившего в конце года Фабриса Бержье на посту президента Eurocopter, доходы компании, которые по результатам прошлого года составили 3,8 млрд евро (4,9 млрд долл.), в 2007 г. должны превысить 4 млрд евро.

Тип

2006 г.

2005 г.

Рост заказов Eurocopter

NH90

43

12

EC120 Colibri

59

44

EC130 Ecureuil

257

193

EC135

107

87

EC145

80

20

EC155 Dauphin/Panther

40

25

EC225/EC725 Super Puma

29

14

Источник: Eurocopter.

Компания достигла своей цели и по размеру прибыли от продаж. Однако г-н Бертлинг отказался озвучить цифры, поскольку Европейская аэрокосмическая и оборонная корпорация (EADS) еще не отчиталась по результатам прошлого года в полном объеме. Некоторое время прибыльность Еurocopter была ниже, чем у конкурентов, и повышение финансовой эффективности компании стало приоритетной целью руководства. В целом по всем структурным подразделениям EADS поставлена общекорпоративная задача к 2010 г. поднять коэффициент прибыльности с сегодняшних семи до десяти процентов.
Повышение прибыльности и потока ликвидности вдвойне важно для EADS в свете необходимости компенсировать невыполнение плана по прибыли Airbus в минувшем году. Впрочем, по словам главы Eurocopter, строгий контроль за расходами никак не повлияет на финансирование НИОКР, которое, как и в предыдущие годы, возрастет примерно на 20%.
Eurocopter поддерживает принятую EADS программу Power8, направленную на сокращение расходов, и, хотя программа разработана специально для Airbus, вертолетное подразделение готово принять общий инструментарий, а также по возможности гармонизировать бизнес-процессы. Собственная аналогичная программа под названием Vital была запущена компанией незадолго до появления Power8.
Основная стратегия программы Vital заключается в минимизации влияния колебаний обменного курса европейской и американской валют посредством увеличения доли долларовых контрактов на услуги подрядчиков. В идеале затраты в долларах должны на 100% покрываться долларовыми же продажами, но в настоящее время это соотношение не превышает 50-60%. На достижение этой цели, позволяющей существенно сократить объем дорогостоящих финансовых хеджевых операций, уйдет несколько лет.
Согласно планам компании, руководству Eurocopter предстоит приложить усилия для развития промышленного сотрудничества на зарубежных рынках, существующих и потенциальных. В первых строках значатся США, где в прошлом году компания совершила прорыв, заключив контракт на постройку легкого вертолета общего назначения для ВВС, и Китай, где была достигнута договоренность о сотрудничестве в рамках программы EC175. По мнению Лутца Бертлинга, в ближайшее десятилетие рынок Китая может вырасти до размеров американского.
Индия, давний партнер по лицензионному производству вертолетов, и Россия также фигурируют в планах промышленной экспансии европейского вертолетостроителя. Спрос в России до последнего времени сдерживался ограниченным выбором доступных моделей, однако г-н Бертлинг уверен, что сможет привлечь российских заказчиков. В прошлом году Eurocopter учредил совместное предприятие с "Газпромавиа" с целью организации сети центров ТОиР, первый из которых откроется в Москве.
Одно из приоритетных направлений программы Vital — интенсивное наращивание серийного производства и поставок техники. Ввод в строй новой производственной линии в г. Альбасете, Испания, запланированный на II квартал текущего года, должен способствовать удовлетворению быстрорастущего спроса.
Особый упор будет сделан на NH90 (в двух версиях — транспортный и палубного базирования), разработанный совместно с AgustaWestland и Stork Fokker, а также на вертолет огневой поддержки Tiger. Лутц Бертлинг признает, что Eurocopter и его партнеры недооценили объем и сложность работ по гармонизации сертификации различных модификаций NH90, что усугубило более чем двухлетнее отставание от графика ввода в эксплуатацию нового вертолета. Правда после недавнего получения транспортной версией машины немецкого сертификата типа, который послужит основой всем последующим процессам, ситуация должна улучшиться. Поставки в Германию уже начались, на очереди Финляндия и Швеция — таким образом, в этом году планируется передать заказчикам не менее 25 NH90. Еще 15 будут произведены AgustaWestland. В 2007 г. будут получены все ключевые сертификаты и на Tiger, в первую очередь на экспортную версию, которая к концу года должна отправиться в Австралию.
От успешности решения всех этих задач зависит способность компании выполнить весьма впечатляющий список заказов, начиная с тех же NH90 и Tiger. В этом году планируется поставить по десять экземпляров NH90 в Бельгию и Саудовскую Аравию. Затем последуют закупки Францией и Германией транспортной и корабельной модификаций соответственно. Кроме того, заказ на 45 единиц, размещенный в декабре прошлого года Испанией, также должен быть закрыт текущим годом из-за требований по оплате в рассрочку.
Главным из перспективных заказов является тендер на 196 легких вертолетов общего назначения, объявленный Индией. Здесь конкурентом Fennec AS550C3 выступает Bell 407. Ожидалось, что результаты конкурса будут объявлены на аэрокосмической выставке в Бангалоре, но подведение итогов было отложено.
Президент Eurocopter, помимо прочего, рассчитывает придать новый импульс инициативам частного финансирования, чтобы обеспечить возможность увеличения парка транспортных вертолетов Великобритании. В ближайшее время состоится встреча с министром по государственному оборонному заказу Великобритании Полом Дрейсоном, в ходе которой появится ясность о реалистичности данного проекта в свете особых отношений, сложившихся между Великобританией и AgustaWestland.
Тем временем Eurocopter продолжает разработку новых моделей для комплектации линейки продуктов. Среди рассматриваемых вариантов следующие.

  • 10-тонный военный транспортный вертолет для Индии на замену стареющего парка российских Ми-17. Bell и Рособоронэкспорт также сражаются за этот заказ на 200 машин, однако тендер будет объявлен только после покупки легких вертолетов. Новая модель будет производиться совместно с Hindustan Aeronautics Ltd., главным держателем лицензии Eurocopter. Структура будет аналогична совместному предприятию, учрежденному в рамках программы EC175. Защита эскизного проекта EC175, который будут собирать в Европе и Китае из комплектующих, произведенных Eurocopter и китайским партнером AVIC II, состоялась в начале года.
  • Новый вертолет огневой поддержки для ВВС Южной Кореи. Как миноритарный партнер Корейской вертолетной программы, направленной на разработку вертолета общего назначения для ВВС страны, Eurocopter считается лидером в данном проекте.
  • 30-тонный вертолет большой грузоподъемности на замену стареющих CH-53 и CH-47. Впервые озвученная в 2004 г., эта инициатива, хотя и медленно, продвигается вперед благодаря требованиям, выдвигаемым к вертолету НАТО и главным заказчиком — Германией. Финансирование первоначальных исследований осуществимости проекта может быть получено уже в этом году, но маловероятно, что серьезная работа по снижению рисков проекта завершится до 2008 г., а программа будет запущена до 2010 г.
Top.Mail.Ru